С Нашим Праздником, дорогие коллеги!

Правление Фонда «Ветеран нефтегазстроя» им. Б.Е. Щербины передаёт горячий привет и поздравления всем, кто считает Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности СВОИМ ПРАЗДНИКОМ!

Здоровья, неиссякаемой энергии, доброй и светлой памяти о былых победах и свершениях, гордости за достижения нынешних тружеников топливно-энергетического комплекса России!

6 сентября 2020 года отмечаем Наш Праздник в 55-й раз

Тем, кто интересуется историей отрасли и, в частности, историей учреждения профессионального праздника – Всесоюзного Дня работников нефтяной и газовой промышленности, предлагаем открыть новостную страничку от 28 августа 2015 года.

А сегодня мы напомним ветеранам нефтегазового строительства о другом памятном событии 55-летней давности.

Они шли по тайге и болотам, через овраги, холодные, быстрые реки. Шли без малого 450 километров. И вот сегодня собрались здесь, в восьми километрах от Тюмени, на нефтеналивной станции. 

Впервые за многие месяцы собрались не работать, а праздновать. Только что сюда пришла темная маслянистая нефть, та, что лежала нетронутой миллионы лет под земной промерзшей толщей. Эти люди разбудили ее, подняли наверх и привели по трубам.

Пройдут годы, покроется травой земля, изборожденная гусеницами тракторов и бульдозеров, перевороченная экскаваторами, укатанная шинами самосвалов, утрамбованная сапогами людей. И только широкая просека в лесу будет всегда напоминать о том, ЧТО прошли по этим диким, неприветливым местам люди и машины.


Что такое «зимник» трассовикам рассказывать не надо


Тракторная колонна


Изоляционно-укладочная колонна


Валерий Каленов – один из лучших сварщиков Специализированного сварочно-монтажного управления № 13. Вместе с коллективом управления он участвовал в строительстве многих километров этой трассы мужества. Валерий Каленов и его товарищи – монтажники сварили последние стыки нефтепровода Шаим–Тюмень


Последние километры

Тихо стало на огромной трассе. Невидимо и неслышно круглые сутки будет бежать теперь под землей в своем стальном ложе нефтяная река. Ее исток – там, на севере, у далекого городка Шаима, а устье здесь, у Тюмени, где в полдень 21 декабря состоялся большой и торжественный митинг победителей.

Во всех проектах и планах сооружения трассы проставлена точная дата окончания строительства первой очереди нефтепровода: третий квартал 1966 года. Но, как оказалось, никакими проектами и наметками нельзя учесть волю и энтузиазм, героику и мастерство людей.

Они приехали сюда с разных концов страны, умудренные опытом многих строек и не вынувшие ни куба земли; дубленые всеми ветрами и не подозревавшие, что такое сибирская пурга. Но сегодня они все равны – и бывшие новички, и ветераны. Они так породнились на этой трассе, как не роднятся и в иной семье.

Теперь дороги многих разойдутся: немало будущих стальных путей уже легло на кальки тонюсенькими карандашными линиями. Но где бы ни оказались строители этого нефтепровода, два слова «Шаим–Тюмень» будут им лучшей аттестацией мастерства и зрелости. Того, что испытали и повидали здесь люди, пожалуй, не встретишь нигде. Весной маленькие ручейки, совершенно безобидные на вид, вдруг, как в волшебной сказке, превращались в широченные реки. Летом твердая на первый взгляд почва расступалась под гусеницами тракторов и не пускала дальше. Зимой морозы превращали землю в гранит. Осенью снова набухали реки и речушки. Многие ли слышали о Леве, Тавде, Туре, Леушинке? Маленькие они, а пойма полтора, а то и два километра.

Трудно перечислить всех героев сибирской стройки, тех, кто не жалел труда своего для достижения заветной цели. Это и изолировщики механизированной колонны, возглавляемой И. Шайхутдиновым, и вертолетчики И. Хохлов и Ю. Южаков, и мастер бурения Герой Социалистического Труда С. Урусов, и многие, многие другие.

И вот позади бессонные ночи, мошка и морозы, болота и реки, тайга и дожди. Сегодня праздник. Уже стоят в ожидании первые составы, готовые принять превосходную сибирскую нефть – по качеству лучше и татарской и башкирской – и умчать ее в Омск. Теперь путь от скважин до цехов нефтеперерабатывающего завода стал гораздо короче и несравнимо дешевле. Когда нефтепровод войдет в строй на полную мощность, по нему будут доставляться миллионы тонн ценнейшего сырья. Но не только в этом преимущество новой трассы. Очень важно, что она дает теперь выход тюменским кладам и на восток и на запад.

Колонны строителей меняют адрес. Они выходят на рубежи новой трассы: Усть-Балык–Омск. Ее длина в два с лишним раза больше только что созданной. Герои теперь уже уходящей в историю стройки приумножат свои подвиги. Сегодня мы не рассказали о многих из них, потому что тогда пришлось бы перечислить десятки фамилий шоферов и сварщиков, экскаваторщиков и бульдозеристов, изолировщиков и монтажников. Хочется назвать организации, которые дружно и умело проложили эту трудную дорогу через тайгу. Генеральным подрядчиком являлось управление «Татнефтепроводстрой», переходы через реки выполняли мастера из управления подводно-технических работ, в труднейших условиях соединяли трубы в единую плеть «ювелиры» из Сварочно-монтажного треста, много смелых решений на счету у рабочих треста «Союзпроводмеханизация».

Все вместе они победили тайгу и время.

И. Владимиров
Фото И. Сапожкова (ТАСС)

С Праздником, дорогие друзья!