Вспоминаем легендарного нефтегазостроителя
В эти январские дни ветераны отрасли теплыми словами вспоминают одного из легендарных основателей газовой промышленности и нефтегазового строительства.
Борисов Пётр Михайлович
(1901 - 1973)
Родился 8 января 1901 г. в местечке Балаханский нефтепромысел близ города Баку в крестьянской семье. В начале трудовой деятельности, к которой приступил с 1918 г., работал слесарем на заводах в Грозном и Владикавказе (Северная Осетия). Служил рядовым в 1919—1920 гг. в Кавказском инженерном батальоне Белой армии. В последующем учился два года во Владикавказском политехническом институте, откуда перевелся в Московскую горную академию. Проучившись здесь год, вновь ушел па производство (слесарь Новогрозненского нефтяного промысла в Грозном, научный сотрудник Московского научно-исследовательского нефтяного института). Вернулся в вуз в 1926 г. и год спустя окончил его, получив специальность инженера-нефтяника.
С дипломом о высшем образовании работал инженером-конструктором в Московских мастерских тяжелой артиллерии, с января 1929 г. — в тресте «Сахалиннефть» на острове Сахалин (г. Оха), где налаживал эксплуатацию первых отечественных нефтяных скважин. Под его руководством был построен первый групповой привод для одновременной эксплуатации нескольких скважин. Среди изобретений того периода, в частности, и специальные качалки для глубинных насосов, сделанные из местных пород дерева.
С июня 1930 г. в качестве главного механика, а затем — главного инженера дирекций по строительству занимался монтажом, наладкой и пуском Московского и Горьковского нефтегазовых заводов, Саратовского и Осипенковского (г. Бердянск Запорожской обл., Украина) крекинг-заводов, Уфимского НПЗ.
С началом войны рвется на фронт, но получает отказ. В должности главного инженера треста «Нефтезаводмонтаж», в срочном порядке обеспечивал пуск Сызранского крекинг-завода и установки для выработки спецпродукции в Саратове под непрерывными налетами вражеских тяжелых бомбардировщиков на прифронтовые волжские города. Здесь же, под Саратовом, практически в ближнем тылу Сталинградского фронта, в 1942 г. коллектив «Нефтезаводмонтажа» осуществил еще одну, крайне ответственную, операцию: вместе с горожанами за месяц проложил газопровод от Елшанского месторождения к оборонным предприятиям города (18-километровая «трехсотка» считается одним из первых газопроводов военных лет). После завершения Сталинградской битвы проводил с апреля 1943 г монтаж объектов на конечном участке продуктопровода Астрахань — Саратов, что также было выполнено в ударном порядке за 7 месяцев.
С ноября 1943 по сентябрь 1944 г. -начальник Управления капитально строительства Главгазтоппрома при СНК СССР. В 1945 г., уже как главный инженер 7-го стройуправления Главнефтегазстроя Юга и Запада Минтопстроя СССР, включился в работу на трассе газопровода Саратов — Москва, руководил его монтажом, строительством объектов всех шести компрессорных станций. В течение года монтажники неоднократно завоевывали переходящие Красные знамена Государственного Комитета Обороны и областных партийных организаций, занимая призовые места в соревновании строителей газопровода. Как признание особого вклада в сооружение этого первого отечественного магистрального газопровода, именно ему было доверено зажечь факел саратовского газа 11 июля 1946 г. в подмосковном Царицыно и объявлена персональная благодарность главы государства.
25 февраля 1947 г. получил задание сформировать и возглавить Сварочно- монтажный трест. Велика роль П.М.Борисова в создании этой крупнейшей в стране строительно-монтажной организации, производственной базы ее подразделений, налаживании теснейших связей с отраслевой наукой, освоении новых технологий и сварочной техники, а главное — в становлении многотысячного коллектива высококвалифицированных специалистов, — рабочих и инженеров, — привлекавшегося к сооружению практически всех важнейших отечественных газовых магистралей.
С 1950 г. работал заместителем начальника Главнефтепроводстроя. В 1961 г. вышел на пенсию. За время работы в организациях нефтегазостроительного направления (Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР, Главнефтепроводстроя Миннефтепрома и Миннефтестроя СССР) участвовал также в сооружении магистральных трубопроводов Ромашкино — Казань — Горький, Ставрополь — Москва, Туймазы — Уфа — Омск и других объектов.
За досрочное окончание строительства нефтепродуктопровода Астрахань — Саратов в 1944 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени; за строительство крекинг-завода в городе Гурьеве в том же году награждён орденом Красной Звезды. За успешное выполнение задания правительства по строительству газопровода Саратов — Москва в 1947 г. награждён орденом Отечественной войны 1 степени. За разработку и внедрение передовых технических методов и усовершенствований на строительстве газопровода Саратов — Москва в 1948г. признан лауреатом Сталинской премии.