Скорбная весть: уходят Герои трассы
28 августа 2020 года на 86-м году ушёл из жизни выдающийся нефтегазостроитель Герой Социалистического Труда Вадим Алексеевич Анисимов.
Анисимов В.А. родился 15 декабря 1934 года в Ростове-на-Дону. В 1955 году окончил механическое отделение Ростовского строительного техникума, получил специальность «техник-механик строительных машин и оборудования».
После окончания техникума по распределению был направлен в город Сенгилей Ульяновской области. Год работал мастером по ремонту строительных машин Харьковского строительного управления на сооружении дамбы и берегового укрепления Волги в связи с сооружением Куйбышевской ГЭС.
С 1956 года – в системе нефтегазового строительства. Начинал мастером при механических мастерских СУ-5 треста «Мосгазпроводстрой» (пос. Аксай Ростовской области).
С 1956 года – прораб, начальник механизированной колонны № 2 на строительстве газопровода Ставрополь–Москва (участок Песчанокопская–Егорлык–Аксай). Занимался также газификацией Сахарных заводов на Кубани на территории Армавирских полей.
С 1958 по 1967 гг. – начальник механизированной колонны СМУ-7 треста «Мосгазпроводстрой» (Новгород). В этот период работали на строительстве газопроводов Серпухов – Ленинград (участок Валдай–Малая Вишера–Иецава–Красные Станки–Новгород–Чудово), Дашава–Минск (участок Барановичи–Столбцы–Дзержинск), Ивацевичи–Вильнюс (участок Слоним–Дятлово–Лида–Майшегола и отвод Слоним–Волковыск), Вильнюс–Рига (участки Бауска–Иецава–Балдоне–Саласпилс), Игрим–Серов (участок 0–45 км, база и жилой городок в посёлке Пунга на двадцать пятом километре трассы), Белоусово–Ленинград (участок Марьино–Вышний Волочок–Торжок), нефтепровода «Дружба» (участок Пинск–Иваново–Дрогичин, Брестская область, Беларусь).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1966 года Анисимову Вадиму Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1968 году возглавил участок № 2 СМУ-2 треста «Ленгазспецстрой». Работал на строительстве газопровода Ухта–Торжок («Сияние Севера») в районе Рыбинска Ярославской области.
В феврале 1970 года назначен главным инженером СМУ-3 треста «Ленгазспецстрой» (г. Вильнюс). Участвовал в реализации программы газификации Литовской ССР. Управление строило газопроводы к городам и поселкам Каунас, Клайпеда, Укмерге, Паневежис, Биржай, Шяуляй, Алитус; нефтепровод к нефтеперерабатывающему заводу в городе Мажейкяй. Были также построены жилой комплекс и механическая база в посёлке Рудомино, газопровод к городу Калининграду.
С 1972 по 1974 гг. работал на строительстве газопроводов в Финляндии к городам Хельсинки, Турку, Котка, Лапперанто.
По возвращении на Родину, с 1974 г. по 1990 г. работал в должности главного инженера СМУ-3 треста «Ленгазспецстрой». Принимал непосредственное участие в строительстве продуктопровода Полоцк–Вентспилс, нефтепроводов Унеча–Полоцк и Ярославль–Кириши (участок Хвойная–Небыличи–Кириши); газопроводов Торжок–Минск (вторая нитка), Минск–Вильнюс, Псков–Рига, газотранспортной системы из Уренгой и Ямбурга, в том числе магистрали Уренгой–Помары–Ужгород (участок Лубны–Полтава).
С 1991 года – начальник СУ-14 треста «Мосгазпроводстрой» (г. Подольск Московской области).
За долголетний добросовестный труд в строительной отрасли удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», Отмечен Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Литовской ССР, Президиума Верховного Совета Латвийской ССР.
Рунов В.А., Чешко В.Н. Бесценный капитал Миннефтегазстроя СССР. Книга II. М. 2017.
***
ТРУД – ЭТО ПОИСК И ТВОРЧЕСТВО
Вадим Алексеевич Анисимов
главный инженер СМУ-3
треста «Ленгазспецстрой»
Мое детство совпало с тяжелым для нашей Родины временем – нашествием фашистских захватчиков. Город Ростов-на-Дону, где я родился, был оккупирован гитлеровцами. В самом начале войны отец ушел на фронт, а мы с матерью вынуждены были скитаться по станицам родного края в поисках куска хлеба. В общем, детство мое, как и многих моих сверстников, попавших в оккупацию, было крайне тяжелым. Учиться в школе я начал только в 1944 г. после изгнания захватчиков с Дона. Семилетку окончил почти восемнадцатилетним парнем, а техникум – двадцати двух лет.
В 1956 г. поступил в Ростовское строительное управление треста Мосгазпроводстрой мастером ремонтно-механических мастерских. Так началось мое участие в строительстве объектов газовой промышленности. Дело мне нравилось, работал с увлечением. В мастерских я, молодой механик, имел возможность хорошо изучить строительные машины для прокладки магистральных трубопроводов.
Полученные в мастерских знания очень пригодились впоследствии, когда стал руководить механизированной колонной в СМУ-7, где от меня, от моего умения организовать работу зависел результат труда целого коллектива. На первых порах сомневался: справлюсь ли, хватит ли у меня способности повести людей, создать дружный коллектив и мобилизовать его на успешную работу? О каких-либо выдающихся трудовых успехах я в то время и не мечтал. Неуверенность в себе, отсутствие опыта работы с большим коллективом сказались в первые же месяцы: мехколонна не была последней, но хорошими показателями похвастаться не могла. Потребовались годы, чтобы изучить людей, приобрести опыт организации труда и производства.
Постепенно дела наладились, работать стали лучше. На сооружении газопровода Серпухов–Ленинград нашей колонне достался очень трудный участок в районе Торжка: более 70% трассы – торфяные болота. Несмотря на это, работы на своем участке мехколонна закончила досрочно и помогла соседям по трассе. У меня поднялось настроение, появилась уверенность, что могу руководить работами, ладить с людьми. Впоследствии наша мехколонна сооружала многие другие объекты нефтяной и газовой промышленности: газопроводы Дашава–Минск, Ивацевичи–Вильнюс, Вильнюс–Рига, Слоним–Гродно, нефтепроводы в Белоруссии и Прибалтике.
Настоящей проверкой для нашего коллектива и меня как руководителя явилось строительство первого северного газопровода Игрим–Серов. Наш «десант» из шести человек высадился в 25 км от поселка Пунга в тайге, рядом с трассой будущего газопровода. Найти сухое место было трудно – кругом заболоченная тайга. Начали расчищать площадку для жилого городка, стоянки машин, складов и посадки вертолетов. Рубили лес и кустарник по 16—18 часов в сутки, жили в наспех построенных землянках и шалашах. Люди работали хорошо, мирились со всеми неудобствами.
Помню такой случай. Из-за нелетной погоды дней восемь не было вертолета, а у нас кончились продукты. До поселка 25 км незнакомой дороги по тайге и болотам. Послать кого-либо из бригады не решился, пошел сам. Утром чуть свет взял ружье, рюкзак побольше и пошел по зарубкам и столбикам проектировщиков, намечавших ось трассы. Дождь, туман... Через трехкилометровое болото шел четыре часа, прыгал с кочки на кочку. С продуктами вернулся на другой день.
На этой трассе я впервые подумал о необходимости выполнения работ комплексной мехколонной. Было много неувязок в работе с экскаваторщиками. Они отставали, рыли отдельные, благоприятные для себя куски трассы, непрерывного фронта для изоляции не было. Я попросил руководство треста придать колонне два экскаватора с непосредственным подчинением начальнику мехколонны. Экскаваторы нам дали, и дело пошло значительно лучше.
Огромные трудности возникли при навеске пригрузов на трубопровод: трубоукладчики с грузами на стрелах тонули в трясине. Мы первыми осуществили навеску утяжеляющих грузов с помощью вертолетов. Наши рационализаторы сконструировали «ловушку» для строповки этих грузов, которая оказалась очень удачной. Сорокапятикилометровый отрезок сложнейшего участка трассы колонна закончила досрочно с высоким качеством работ.
В 1966 г. за успешные показатели в развитии газовой промышленности и достижение хороших технико-экономических показателей при выполнении заданий семилетнего плана мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Высокое звание обязывало выполнять порученное дело еще лучше, искать и находить прогрессивные решения трудных вопросов производства. С особой силой почувствовал это в 1970 г., когда меня назначили главным инженером нового строительно-монтажного управления, созданного на базе нашего участка. Ведь основная задача главного инженера – организация производства работ. Раньше мне приходилось сталкиваться с плохой организацией работ, с неподготовленностью к ним. Поэтому, вступив в должность главного инженера, я сосредоточил свое внимание на этих вопросах.
Мы организовали в своем управлении группу подготовки производства работ (ППР). Задолго до выхода бригад на трассу эта группа тщательно обследует место будущих работ (например, участок трассы), определяет наиболее трудные участки, на которых потребуется проведение дополнительных работ (например, планировка косогоров, устройство лежнёвых дорог и др.), их объемы и стоимость, готовит рабочие чертежи, намечает места дислокации участков, колонн и бригад, рассчитывает потребность каждой бригады в материалах, разрабатывает транспортную схему доставки материалов по срокам, составляет графики работ. Организация такой группы оправдала себя: колонны работают ритмичнее, реже возникают перебои в доставке материалов, своевременно поступает техническая документация. Все хорошо знают объемы предстоящих работ, их стоимость.
Другим нашим нововведением является организация при управлении группы экспериментальных работ, в задачу которой входит разработка и изготовление средств малой механизации для выполнения вспомогательных операций, внедрение новых типов сварочного оборудования, модернизация старого. В этой группе большинство инженеров – рационализаторы. В 1971 г. группа внедрила усовершенствованную трубосварочную базу, которая на 15% повысила производительность труда.
Труд – это поиск и творчество. Мое внимание сейчас направлено на внедрение рациональных методов организации работ с целью максимального повышения производительности труда.
Слово Героям Социалистического Труда. Выпуск 2. Миннефтегазстрой СССР.
М., «Недра», 1973.
***
В лихие 90-е мы вместе работали в Государственном союзном ордена Ленина тресте «Мосгазпроводстрой», часто встречались, вместе решали многие нетрадиционные и нестандартные новые задачи, которые «подбрасывала» т.н. рыночная экономика. Несмотря на приличную разницу в возрасте и не всегда совпадающие точки зрения, находили разумные решения.
15 декабря 2014 года. Московская область, город Подольск.
Коллеги по тресту «Мосгазпроводстрой» и просто добрые друзья:
В.Н. Чешко, И.Г. Симановский и В.А. Соболев
пришли поздравить В.А. Анисимова с 80-летним Юбилеем!
Выйдя на пенсию, Вадим Алексеевич принимал активное участие в общественно значимых акциях и мероприятиях, проводимых Российским Союзом Нефтегазостроителей и Фондом «Ветеран нефтегазстроя» им. Б.Е. Щербины.
5 мая 2015 года. Москва
Встреча ветеранов нефтегазстроя, посвящённая 70-летию Победы
советского народа в Великой отечественной войне 1941–1945 гг.
Интересными захватывающими дух, воспоминаниями о детстве и юности, опалённых Великой Отечественной войной, В.А. Анисимов поделился в сборнике «Это наша Победа» (книгу можно прочесть здесь же, на нашем сайте в разделе «Нефтегазстрой в литературе» блока «Виртуальный музей»).
За заслуги в области нефтегазового строительства, развития топливно-энергетического комплекса страны, за пропаганду достижений, увековечение памяти о выдающихся личностях и событиях отрасли, В.А. Анисимов в 2015 году награждён медалью Щербины, в 2017 году медалью Кортунова.
***
От имени коллег, товарищей, друзей, Правления Фонда «Ветеран нефтегазстроя» им. Б.Е. Щербины и от себя лично выражаю искренние соболезнования семье, с которой хорошо знаком, родным и близким.
Пока живы, будем помнить, и поминать добрым словом Вадима Алексеевича Анисимова – замечательного человека, оставившего добрый след на земле.
Член Совета Российского Союза Нефтегазостроителей,
Председатель Правления Фонда «Ветеран нефтегазстроя»
им. Б.Е. Щербины
В.Н. Чешко