100-летие со дня рождения М.М.Черемисинова

5 июля 2015 года исполнилось 100 лет

со дня рождения видного нефтегазостроителя

Модеста Модестовича Черемисинова

Родился 5 июля 1915 г. в городе Сердобске Саратовской губернии (ныне — Пензенской области).

В 1939 г. с отличием окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина, получил специальность инженера-механика. По окончании института приступил к трудовой деятельности в Наркомземе Коми АССР старшим инженером технического отдела.

С 1941 г. на авторемонтной базе Управления аэродромного строительства Управления НКВД СССР по Саратовской области - инженер, начальник производственного отдела. 

С мая 1945 г. участвовал в строительстве газопровода Саратов — Москва.

В 1947 г. переведен в Центральные механические экспериментальные мастерские (в последующем — Московский экспериментальный механический завод Главнефтегазстроя), где работает начальником планово-производственного, технического отделов, главным инженером завода. Налаживает производство первых образцов специальной техники для строительства газопроводов и нефтепроводов (роторный траншейный экскаватор, трубоукладчик, трубогибочные станки, машины для очистки и изоляции, сварочная аппаратура). Организует на базе подразделений завода Специальное конструкторское бюро (СКБ) «Газстроймашина», разработку новых образцов отечественной техники для трубопроводного строительства. С этого времени все последующие долгие трудовые годы принимал непосредственное участие в создании практически всех машин и механизмов, применяемых при сооружении магистральных трубопроводов диаметром от 325 до 1420 мм; с декабря 1953 г. — уже в качестве начальника технического отдела Главного управления строительных материалов в аппарате Миннефтепрома, с 1955 г. — как главный механик Главнефтестроймеханизации Миннефтестроя СССР.

С июля 1957 г. над теми же проблемами работал, будучи переведен в Главгаз (в последующем — Госгазпром, Мингазпром) СССР, где возглавлял производственно-технический отдел Управления механизации строительства, с 1964 г. был заместителем начальника управления, затем главным инженером — заместителем начальника управления.

С образованием в 1972 г. Миннефтегазстроя СССР получил назначение на должность заместителя начальника Главного технического управления — начальника отдела механизации и автоматизации строительства (с 1978 г. — отдел механизации и автоматизации строительства, новых труб и трубных деталей). Занимался вопросами разработки строительной трубопроводной техники (от рассмотрения и утверждения технической документации до изготовления и испытания опытных образцов, освоения серийного производства), организации производства труб диаметром 1420 мм.

М.М.Черемисинов - один из организаторов крупнейшего в стране производства тонкостенных спиральношовных труб. 

Для решения этой задачи в Татарии была запущена в работу Альметьевская полевая база по изготовлению спиральношовных труб, преобразованная затем в полноценный завод. 


Рабочее совещание на Альметьевской базе по производству спиральношовных труб.

 Участвуют Начальник отдела труб Госплана СССР Н.В.Богданов, М.М.Черемисинов, директор базы И.Г.Чеков.

При непосредственном участии М.М.Черемисинова проектировались, строились и развивались машиностроительные и ремонтные предприятия Миннефтегазстроя. Он активно работал в составе научно-технических советов Министерства, отраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Внес заметный вклад в строительство газопроводов Ставрополь — Москва, Средняя Азия — Центр, «Братство», газовых магистралей из Тюменской области в центр страны; нефтепроводов «Дружба», Усть-Балык — Омск и многих других объектов.

Награжден: орденом Трудового Красного Знамени; медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «В память 850-летия Москвы»; медалями и дипломами ВДНХ СССР «За успехи в народном хозяйстве».

Удостоен званий «Заслуженный строитель РСФСР», «Отличник Министерства газовой промышленности» и «Отличник Министерства нефтяной промышленности», «Почетный работник Миннефтегазстроя».

Заслуги М.М.Черемисинова по достоинству оценены трудовыми коллективами предприятий отрасли. Он удостоен званий «Почетный работник Московского экспериментального механического завода», «Почетный работник Альметьевского завода спиральношовных труб».


Модест Модестович Черемисинов с женой Валерией Владимировной и сыновьями Евгением и Юрием. 1966 г.

  Механизаторы *

М.М.Черемисинов

 Для каждого участника той великой стройки — строительства газопровода Саратов—Москва — незабываемы дни: окончания Великой Отечественной войны; начала создания одной из крупнейших отраслей народного хозяйства — строительства объектов нефтяной и газовой промышленности; начала трудового пути людей, отдавших в последующие годы всю свою энергию, знания развитию отрасли; непосредственного участия в этой великой стройке.

Так сложилась и моя жизнь: начав свой трудовой путь в отрасли с 1945 г., завершив его выходом на пенсию в 1985 г., я проработал непрерывно 40 лет, занимаясь очень нужным для страны делом в одном, любимом мною коллективе.

Газопровод Саратов—Москва— гигантская стройка, начатая в годы войны, заняла одно из первых мест среди крупнейших строек, осуществляемых в послевоенной пятилетке. Мне выпало счастье быть непосредственным участником этой стройки, с нее началась моя трудовая деятельность в семье строителей нефтегазовых магистралей. Эта стройка решила мою судьбу, как и многих других моих товарищей, определив весь дальнейший жизненный путь.

В мае 1945 года, в соответствии с приказом замнаркома НКВД СССР Л.Б.Сафразьяна за № 41/12/4007 ремонтно-механическая база 6-го СУ ГУАС НКВД СССР из Смоленска была перебазирована в Москву в распоряжение ММСК 7-го Управления Газнефтестроя ГУАС НКВД СССР для участия в строительстве газопровода. Эта реммехбаза (РМБ), а по существу ремонтный завод, с полным технологическим циклом и соответствующим ему оборудованием, выполняла 200—250 капитальных ремонтов автомашин и механизмов в год. 

Организована РМБ была в 1941 г. в Саратове в системе ГУАС НКВД СССР по Саратовской области для обслуживания автопарка и строймеханизмов, используемых при сооружении, ремонте и эксплуатации боевых аэродромов. Осенью 1943 г. РМБ перебазировалась в Смоленск для обслуживания боевых аэродромов. По мере освобождения от фашистских захватчиков она продвигалась дальше — в Витебск, Оршу, Минск, Вильнюс, Ригу и другие города. 

На РМБ я работал непрерывно с начала организации и до ее расформирования в 1946 г., по окончании строительства газопровода, в должности начальника производственно-технического отдела — технорука. В Москву РМБ была переправлена с полным комплектом технологического оборудования, личным составом и размещена в районе четвертого километра Курской железной дороги. И мы тут же приступили к работе. 

На реммехбазу приказом начальника ММСК 7-го Управления А.В.Шубаева была возложена задача по ремонту автотранспорта, строймеханизмов, изготовлению средств механизации и деталей для сварочно-монтажных работ в 7-м районе строительства газопровода. Начальником РМБ был назначен А.Л.Виленский, техноруком — я. За период с мая 1945 г. по ноябрь 1946 г. коллективом РМБ был выполнен большой объем работ по ремонту автомашин и стройтехники, изготовлению средств малой механизации, оснастки, деталей и инструмента. 

Строителям газопровода оказывалась существенная помощь. Кроме основной работы в цехах мастерской, на трассу строительства направлялись выездные бригады слесарей и техперсонала. Создание средств малой механизации, оснастки, инвентаря осуществлялось в содружестве с организованной в 1944 г. при Главнефтестрое Московской экспериментальной мастерской (затем ЦМЭМВ и МЭМЗ) по ее чертежам и образцам. Изготавливались ключи для поворота труб, домкраты для правки концов труб, приспособления для центровки труб, электрододержатели, треноги в 1,5 м с лебедками, а также тележки для перевозки по трассе сварочных агрегатов; автоприцепы переоборудовались для перевозки длинномерных труб.

Вспоминается такой эпизод. При сварке магистрали в сплошную нитку потребовалось большое количество гнутых под разным углом труб-колен из трубы диаметром 325 мм с толщиной стенки 11—12 мм. Выполнение этого задания было поручено нашей РМБ. Кто-то, сейчас не помню, предложил гнуть трубы способом нагрева. Этот способ оказался простым и эффективным. Заключался он в следующем. В городе Люблино была выбрана небольшая площадка, на ней на расстоянии 15 м друг от друга были установлены две треноги, а между ними разводился костер из дров. Рядом заготавливались “плети”, состоящие из одной трубы длиной в 6 м, в оба конца которой вставлялись по бревну длиной в 5 м. Эта плеть подвешивалась треногами над костром, труба нагревалась и по мере нагрева прогибалась. Необходимый угол изгиба проверялся соответствующим шаблоном, и готовое колено снималось. Качество колен полностью соответствовало техусловиям. Далее этот процесс повторялся со следующими “плетьми”. Готовые колена развозились плетевозами по трассе. Таким образом в необходимые сроки коленами был обеспечен весь участок газопровода в 7-м районе. В те годы энтузиазм рабочих реммехбазы был очень высок, личный состав в основном был в районе расположения базы, питание обеспечивалось собственной кухней, привезенной из Смоленска. 

Необходимо отметить, что эта историческая по своему значению стройка газопровода являлась своеобразной лабораторией, где подготавливали и осуществляли в натуре технические решения, которые легли в основу механизации строительства газо- и нефтепроводов на все последующие годы. Были заложены основы для создания новой в нашей стране отрасли — машиностроения специальной строительной техники со своими научной и конструкторской базами. Из маломощных мастерских ЦБМ, РМБ, МЭМ и ЦМЭМ выросли крупные машиностроительные заводы в Москве, Ленинграде, Киеве, Львове и других городах. Из небольшой группы конструкторов в московских экспериментальных мастерских в 1945 г. выросло всемирно известное Специальное конструкторское бюро “Газстроймашина” с филиалами, научным центром, опытным производством и полигонами. 

Стройка была и прекрасной кузницей кадров. Здесь начали свой трудовой путь сотни будущих высококвалифицированных специалистов, посвятивших жизнь развитию нашей отрасли. Не могу не отметить товарищей, ставших друзьями, впервые пожавших друг другу руки на этой стройке в 1945 г., всю жизнь проработавших вместе и друживших семьями: 

Георгий Альбертович Арендт. В 1944 - 1946 гг. был главным инженером авторембазы, обслуживающей строительство газопровода Саратов— Москва, затем главным инженером МЭЛМВ, начальником СКВБ “Газстроймашина”, начальником Главнефтегаз-строймеханизации, замминистра Миннефтегазстроя, 

Георгий Вячеславович Жданович. В 1944 - 1946 гг. — главный инженер Московской экспериментальной мастерской Главнефтестроя, обслуживающей строительство газопровода, позднее главный инженер МЭМЗ, замначальника, затем начальник Главнефтегазстроймеханизации, начальник Управления механизации, 

Владимир Владимирович Покровский. С 1945 г. — конструктор Московских экспериментальных мастерских, обслуживающих строительство газопровода Саратов - Москва, далее начальник КБ на МЭМЗ, организатор и бессменный главный конструктор СКБ “Газстроймашина” — Герой Социалистического Труда ... 

Эта великая стройка, как хорошее зерно, упавшее в благодатную почву, дала мощные ростки, из которых выросла огромная отрасль — газовая.

* Авторский текст М.М.Черемисинова приводится по публикации в книге «В начале большого пути». Воспоминания, очерки, цифры, факты. Составитель Т.Л.Трофимова. ИРЦ Газпром, Издательство «Инкомбук». М. 1996. Стр.106 — 109.

Материал подготовлен Правлением Фонда «Ветеран нефтегазстроя» им. Б.Е.Щербины