75-летие Саратов–Москва

75-летие
первого дальнего газопровода
Саратов–Москва

В 2021 году исполняется 75 лет со времени пуска в эксплуатацию первого дальнего газопровода Саратов–Москва. Событие для становления газовой промышленности, для профессионального сообщества, для всей страны и советского народа – знаковое!

Вспомним вместе, как это было

1942-й – крайне тяжелый для СССР второй год Великой Отечественной войны. После неудачи под Харьковом в мае-июне 1942 года немецко-фашистские войска начали стремительное наступление на южном крыле советско-германского фронта. В августе они выходят на подступы к Волге в районе Сталинграда и к предгорьям Кавказа. Возникает реальная угроза и для других основных нефтеносных районов.

К этому времени за Волгой развертываются сотни эвакуированных из западных районов страны предприятий, туда переселяются сотни тысяч беженцев. Создается мощный экономический рубеж, основные усилия которого нацелены на дело обороны. Оно требует огромных энергетических ресурсов.

Начинается поиск новых или других источников топлива. Ищут в первую очередь нефть. Но также обращается внимание и на природный газ, месторождения которого в то время были открыты в Поволжье. Эти задачи возлагаются на Народный комиссариат нефтяной промышленности, который с июля 1940 года по ноябрь 1944 года возглавлял Иван Корнеевич Седин.

В 1942 году Главуглегаз и трест «Подземгаз» находились в городе Перми и занимались проектированием газогенераторных станций и монтажными работами на них для перевода оборонных предприятий с мазута на газ, получаемый из угля в газогенераторах. Это сыграло большую роль в деле обеспечения оборонных предприятий топливом, так как мазута не хватало. Кроме того, газовые заводы поставляли Наркомату боеприпасов толуол, необходимый для взрывчатых веществ.

Елшанское месторождение. Газопровод Елшанка–Саратов

В 1939 году под руководством профессора Саратовского университета Б.А. Можаровского и заместителя начальника Главнефтегеологии В.М. Сенюкова начались поиски газа под Саратовом. В конце сорокового года вблизи поселка Тепловка, что в 75 километрах от Саратова, ударил первый фонтан газа.

В октябре 1941 года в районе Елшанки заложили первую разведочную скважину. Бурением руководил геолог И.И. Енгуразов. Эта скважина дала почти 800 тыс. куб. м природного газа в сутки. Так было открыто крупное месторождение природного газа в Саратовской области. 27 января 1946 года Постановление СНК СССР за открытие и исследование Елшанского газового месторождения В.М. Сенюков, Б.А. Можаровский, Л.А. Кузнецов и И.И. Енгуразов была присуждена Сталинская премия.

Ближе всего к Сталинграду был промышленный Саратов, предприятия которого поставляли фронту немало вооружения и боеприпасов.

В сентябре 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о промышленной разработке Елшанского газового месторождения и строительстве газопровода от этого месторождения до Саратовской электростанции.

Обустройство Елшанского месторождения велось в исключительно трудных условиях. В воздухе господствовала фашистская авиация, которая постоянно совершала налеты на заволжские территории. Стационарные буровые вышки были для неё прекрасными ориентирами и целями. Поэтому буровикам и строителям приходилось во время авиационных налетов противника по несколько раз на день прерывать работу, а затем восстанавливать разрушения. Люди предпочитали работать по ночам, маскируя на день следы своей деятельности…

Параллельно с обустройством месторождения строился газопровод Елшанка–Саратов. Стройка была объявлена объектом трудового фронта. На этот фронт направлялось всё трудоспособное население Саратова и окрестных сёл…

Ю.И. Боксерман, непосредственно курировавший строительство этого газопровода, позже писал: «Холодные осенние дожди превратили почву в вязкую, непроходимую грязь. Степной ветер пронизывал до костей, гнал под крышу, в тепло. Но на трассе строительства газопровода работа не прекращалась ни на минуту. Тысячи горожан – рабочие, студенты, школьники – рыли траншеи, разгружали трубы, помогали сварщикам, монтажникам.

Штаб строительства находился тут же на трассе. Часто работу прерывали тревожные гудки заводских сирен, взрывы сброшенных бомб, пулемётный огонь с фашистских самолётов. В таких условиях полтора месяца велась стройка газопровода протяженностью около 16 километров. Строительство вели с двух концов – от Елшанки к городу и от электростанции в сторону Елшанки. А рядом с Елшанкой сооружали оборонительные рубежи – рыли окопы, противотанковые рвы».

28 октября 1942 года в котельной городской электростанции отдавали последние распоряжения. В огромном котле разгорелся факел, смоченный бензином. Кочегар медленно открыл задвижку. Послышался шум, подобный вздоху гигантского кузнечного меха, и жаркие языки газового пламени охватили всё пространство топки. Природный газ пришел в Саратов. 18 января 1943 года газ был подведен к топкам городской электроцентрали.

Особое уважение вызывает оперативность принятия решений, и их осуществление на практике в условиях военного времени. Разведочные работы в районе Елшанки развернулись в середине 1942 года, в конце августа из скважины ударил мощный газовый фонтан, и уже 5 сентября Совет Народных Комиссаров принял постановление «Об эксплуатации природных газов Елшанского месторождения Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС». Незамедлительно была создана строительная организация, развёрнуты работы по сооружению газопровода, которые велись круглосуточно. Газопровод был построен всего за один месяц.

В 1943 году на Елшанском месторождении были открыты новые мощные газовые горизонты. Это позволило расширить круг потребителей голубого топлива. На 1 января 1944 года им пользовались более двадцати оборонных заводов, четыре хлебозавода, больницы и госпитали. Город стал ежегодно получать 137 миллионов кубических метров газа, заменившего 184 тысячи тонн дальнепривозного Карагандинского угля.

Таким образом, 1942 год дал существенный толчок развитию отечественной газовой промышленности. В течение этого года были введены в строй три крупных на то время газовых месторождения в районах Елшанки, Похвистнева и Ухты, проложен первый газопровод Елшанка - Саратов.

Главное было в том, что природный газ начали использовать в качестве топлива на промышленных предприятиях и в коммунальном хозяйстве. В связи с этим начало резко меняться отношение к природному газу, появились первые наметки будущей газификации Москвы и других промышленных районов.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 670

От 19 июня 1943 г.
Москва, Кремль

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ЖИДКОГО
ТОПЛИВА И ГАЗА ПРИ СОВНАРКОМЕ СССР

Придавая большое народнохозяйственное и оборонное значение промышленности искусственного жидкого топлива и газа в целях быстрейшего развития этой отрасли промышленности, Совет Народных Комиссаров ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать Главное Управление искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР, возложив на него следующие задачи:
а) строительство и эксплуатация заводов искусственного жидкого топлива... на базе угля, сланца, торфа и природного газа; станций подземной газификации углей; предприятий по добыче и переработке природных газов; газогенераторных станций и газопроводов для снабжения газом промышленных предприятий и городов;
е) проведение научно-исследовательских и опытных работ по искусственному жидкому топливу и газу, внедрение в промышленность новейших достижений отечественной и иностранной техники в этой области.
2. Назначить начальником Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР т. Матвеева, заместителями начальника т. Скафу П.В. и Боксермана Ю.И., начальником научно-технического отдела т. Раппопорта И.Б.
4. Обязать Мосгорисполком (т. Пронина) в декадный срок предоставить служебное помещение для Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР в г. Москве и в месячный срок выделить в распоряжение Главгазтоппрома недостроенный дом или надстройки на 40-50 квартир.
6. В целях укрепления промышленности искусственного жидкого топлива и газа кадрами:
а) передать в распоряжение Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа специалистов из других ведомств по списку, согласно приложению №1;
б) обязать НКО (т. Щаденко) возвратить из Красной Армии для работы в системе Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа по списку согласно приложению №2;
в) обязать Комитет по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР (т. Кафтанов) организовать с 1 сентября 1943 года в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева и в Томском индустриальном институте им. Кирова подготовку специалистов по искусственному жидкому топливу и химической переработке газов.
7. Начальнику Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа т. Матвееву внести в течение 3-4 месяцев в Совнарком СССР предложения о мероприятиях по дальнейшему развитию промышленности искусственного жидкого топлива и газа, в том числе мероприятия:
в) по развитию добычи и переработке природных газов.
Председатель СНК
И.В. Сталин

Первые органы управления газовой отраслью

Постановление СНК от 19 июня 1943 года, по существу, впервые определило структуру производства искусственных жидкого топлива и газа, подземной газификации углей и добычи природного газа как самостоятельную отрасль.

Для проектирования предприятий искусственного жидкого топлива и газа в июле 1943 года был организован Всесоюзный институт - «Гипрогазтоппром». Его первым директором стал И.А. Еременко. В составе института создается лаборатория природного газа, которую возглавляет П.А. Теснер. Она становится первым научным центром развивающейся отрасли природного газа.

Так, к концу 1943 года появились первые органы управления, предприятия и научные организации, нацеленные на поиск и использование природного газа в качестве топлива для народного хозяйства. Они значительно ускорили создание новой отрасли народного хозяйства – газовой промышленности.

Большой газ Саратова

Прошло два года с начала подачи газа в Саратов. Поиски газа продолжались. Вскрыты два продуктивных пласта на более глубоком горизонте. Производительность скважин, пробуренных в этот горизонт, составляла до двух  миллионов кубических метров газа в сутки. Скважин с таким дебитом до этого в стране не было.

Затем в пяти-шести километрах от Елшанки, у деревни Курдюм, из тех же пластов, что и на Елшанке, пошел газ. От нового месторождения проложили второй газопровод в Саратов. Практически все предприятия города получили дешевое топливо. Нашли газ в районе Соколовой Горы и Песчаном Умете.

Осенью 1943 года на месторождения была направлена группа специалистов,  подтвердившая высокие возможности саратовских газовых месторождений.

Теперь в числе первоочередных встала задача обеспечения топливом Москвы. Для её решения 3 сентября 1944 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве газопровода Саратов–Москва.

В докладе, посвященном 27-й годовщине Октября, председатель исполкома Моссовета Г.М. Попов отмечал: «За последние два года удалось в полтора раза повысить добычу угля в Подмосковном бассейне, поднять добычу торфа, увеличить заготовку и завоз дров в Москву. Однако увеличивающееся поступление топлива в Москву не может в полной мере удовлетворить непрерывно возрастающую потребность столицы в топливе.

Для коренного улучшения и облегчения снабжения Москвы топливом правительство по предложению товарища Сталина приняло недавно решение о строительстве газопровода Саратов–Москва, что даст возможность в пять раз увеличить ресурсы газа для нужд города.

Первоначально предполагалось закончить строительство газопровода Саратов–Москва летом 1946 года. Однако Государственный Комитет Обороны счёл возможным сократить сроки строительства. Решением правительства установлен новый срок – декабрь 1945 года».

Строительство газопровода поручено строительным организациям НКВД, которыми руководил генерал-лейтенант Леон Богданович Сафразьян. Для непосредственного руководства строительством создается специальное Управление строительства газопровода Саратов–Москва. Начальником Управления назначен генерал-майор инженерно-технической службы Василий Алексеевич Пачкин, главным инженером – Александр Иванович Платонов. Штаб Управления строительством размещается в Москве, на площади Революции, в доме 3/2, который до настоящего времени не сохранился.

1944 год стал решающим для подготовки строительства первенца отечественного магистрального транспорта газа – газопровода Саратов–Москва. Столица начала готовиться к приёму саратовского газа. Осенью здесь сформировано Управление по строительству газовых сетей – Мосгазстрой.

Курдюмское месторождение. Газопровод Курдюм–Князевка

Идея строительства газопровода Саратов–Москва была воспринята Правительством СССР с большим интересом. При этом, по мнению учёных, для обеспечения эффективной эксплуатации столь мощной по тому времени газовой артерии необходимо было продолжать разведку и подключать к магистрали открываемые месторождения саратовской группы. В этих целях был построен газопровод Курдюм–Князевка протяженностью 30 км из труб диаметром 300 мм производительностью 900 тысяч кубометров  газа в сутки.

Участник строительства этого газопровода Александр Моисеевич Крайзельман вспоминал:

«Хочу подчеркнуть оперативность реализации решений в то время. В сентябре 1943 года было открыто Курдюмское месторождение. В конце октября было принято решение о строительстве газопровода, а в конце января 1944 года газ уже поступил на Саратовскую ГЭС, чугунолитейный, комбайновый заводы, на пекарни и другие объекты. Когда Ю.И. Боксерман, приехав, все это увидел, то окончательно поверил в необходимость строительства газопровода Саратов–Москва и в большие перспективы природного газа.

Когда я приехал строить газопровод Курдюм–Князевка, опыта выполнения подобных работ не было. Сказывалось отсутствие ресурсов. Мне дали строительный батальон из 250 человек, 5 автомобилей, ни один из которых своим ходом не мог сойти с платформы, 2 трактора, 15 сварочных агрегатов и поставили задачу: за два месяца построить газопровод.


На отдельных участках газопровода траншею копали
одновременно несколько бригад на разных уровнях

Газопровод прокладывали в суровых условиях зимы по сильно пересеченной местности. Он перерезал дороги, овраги, а в одном месте магистраль переваливает через 200-метровую возвышенность. Несмотря на это, земляные работы объемом 130 тыс. куб. м были выполнены за 40 дней.


Мастику для изоляции газопровода
грели в специальных котлах

Вдоль всей трассы впервые была проложена специальная телефонная линия, связавшая промысел с потребителями газа. Вся магистраль была уложена из труб отечественного производства. Газопровод был оборудован специальными устройствами, обеспечившими его эксплуатацию в любых погодных условиях, несколькими контрольно-регулировочными пунктами…

Мы работали, не зная отдыха и выходных. Оперативность была огромной и согласованность замечательной. Никакой бумажной волокиты, никаких длительных согласований. Это пример того, как следует принимать и выполнять решения.

Сооружение газопровода Курдюм - Князевка явилось большой школой для строителей газопровода Саратов–Москва».

_______________
Фото из архива А.М.Крайзельмана

Начало строительства газопровода Саратов–Москва

Проектирование газопровода было поручено московскому институту «Гипрогазтоппром». Главный инженер проекта Р.С. Палта. В феврале 1945 года работниками института были завершены разведывательно-изыскательские работы на трассе будущего газопровода.

По проекту газопровод Саратов–Москва должен был строиться из труб диаметром 300 мм и иметь протяженность 788 километров. Он начинался у контрольно-распределительного пункта Елшанского газового промысла, расположенного в пятнадцати километрах  северо-западнее Саратова. Затем трасса проходила по территории Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской и Московской областей. Вблизи Москвы (на 748-м километре) магистраль разветвлялась на два полукольца: восточное с конечным пунктом в Карачарово и западное – в Очаково. По проекту для транспорта газа на трассе газопровода со временем должно было быть построено шесть компрессорных станций, на расстоянии 110 - 120 километров между ними.

Строительство газопровода было поручено Главному управлению аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР (начальник генерал-лейтенант Л.Б. Сафразьян, заместитель генерал-майор В.А. Пачкин). Главным инженером строительства был назначен К.М. Сульженко. Инженерную службу строительства возглавлял А.И. Плотников, заместителями которого были М.С. Сватиков, Л.Г. Овручинский, начальником технического отдела Б.В. Гилль, начальником отдела технического контроля В.М. Перлин.

В целях сокращения доли ручного труда и ускорения работ по рытью и засыпке траншей на газопроводе Саратов–Москва создается Центральная база механизации (в последующем трест «Союзнефтестроймеханизация», с 1958 – трест «Союзпроводмеханизация»).

По первоначальному замыслу, при строительстве газопровода должны были использоваться трубы, оборудование и техника, поставляемые комплексно из США по ленд-лизу. Однако Соединенные Штаты в 1944 году прекратили поставки (те ещё «союзнички»). Пришлось вновь давать «наш ответ Чемберлену» и собственными силами решать технические проблемы.

Сразу же остро встал вопрос со сваркой труб. Ручная сварка занимала много времени и требовала большого количества сварщиков высокой квалификации. И того, и другого катастрофически не хватало.

На участке газопровода под Рязанью осваивался агрегат для газопрессовой сварки труб при помощи карбида кальция, приобретенный в США. Мучились с этим агрегатом довольно основательно. Не помогло и присутствие на трассе американского инженера – представителя фирмы, продавшей этот агрегат. Качество сварных стыков было низким.

Решили обратиться за помощью в Киевский институт электросварки, которым руководил Евгений Оскарович Патон. Учёные и специалисты института с энтузиазмом откликнулись на просьбу строителей газовой трассы. Уже в 1945 году появился Проект полевого конвейера для сборки и автоматической сварки труб диаметром 300 мм. Среди научных сотрудников были оба сына академика - Владимир и Борис. В электротехническом отделе института, который в то время возглавлял Борис Евгеньевич Патон, была разработана теория сварки металлических труб, а также созданы новые аппараты для автоматической сварки.


В.А. Пачкин, Ю.И. Боксерман, Е.О. Патон
в штабе строительства газопровода

На строительстве газопровода впервые был отработан поточно-скоростной метод выполнения строительных работ, что дало возможность сваривать ежесуточно 3,8 километров труб. Всего же с мая до конца 1945 года было сварено более 100 тысяч стыков. В сентябре была начата засыпка траншей газопровода. Тогда же началась и продувка газопровода.

Освоение «Елшанского», «Бугурусланского» и «Курдюмского» месторождений, строительство газопроводов Елшанка–Саратов, Бугуруслан–Куйбышев и Курдюм–Князевка положили начало промышленному освоению газовых месторождений, расположенных на Средней Волге, стали замечательной школой для многих специалистов. Более одной тысячи рабочих получили новые профессии сварщиков, изолировщиков, трубоукладчиков, повысили квалификацию.

ЗАКОН

О ПЯТИЛЕТНЕМ ПЛАНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА 1946–1950 ГОДЫ

(Извлечение)

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
II
ПЛАН РОСТА ПРОИЗВОДСТВА И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Топливо и энергетика  
Уголь 250,0 млн. т
Нефть 35,4 млн. т
Газ из угля и сланцев 1,9 млрд. куб. м
Газ природный 8,4 млрд. куб. м
Электроэнергия 82,0 млрд. кВт час.
8.
Развивать в крупных масштабах новую отрасль промышленности – газовую промышленность на базе добычи природного газа и переработки угля, торфа и сланцев. Довести в 1950 году производство газа из угля и сланцев до 1,9 млрд. куб. м и природного газа до 8,4 млрд. куб. м. Продолжить работу по осуществлению подземной газификации и довести выработку газа подземной газификации в 1950 году до 920 млрд. куб. м в год. Создать промышленность по переработке угля и сланцев в жидкое топливо. Довести в 1950 году выработку жидкого топлива из угля и сланцев до 900 тыс. т.
 
Восстановить и построить в Эстонской ССР сланцевые шахты мощностью 9,4 млн. т и в Ленинградской области – мощностью 3 млн. т для создания промышленности по добыче газа из сланцев ... Построить четыре новых газовых завода; построить и ввести в действие газопроводы Дашава–Киев, Кохтла-Ярве–Ленинград; закончить строительство газопровода Саратов–Москва.
«Правда», 21 марта 1946 г.

По материалам книги «Газовая промышленность Советского Союза»
(В.Г. Чирсков, В.А. Рунов. –М:ИИА «Ист-Факт», 2006)

Продолжение следует