75-летие Саратов–Москва

75-летие
первого дальнего газопровода
Саратов–Москва

В 2021 году исполняется 75 лет со времени пуска в эксплуатацию первого дальнего газопровода Саратов–Москва. Событие для становления газовой промышленности, для профессионального сообщества, для всей страны и советского народа – знаковое!

Вспомним вместе, как это было

1942-й – крайне тяжелый для СССР второй год Великой Отечественной войны. После неудачи под Харьковом в мае-июне 1942 года немецко-фашистские войска начали стремительное наступление на южном крыле советско-германского фронта. В августе они выходят на подступы к Волге в районе Сталинграда и к предгорьям Кавказа. Возникает реальная угроза и для других основных нефтеносных районов.

К этому времени за Волгой развертываются сотни эвакуированных из западных районов страны предприятий, туда переселяются сотни тысяч беженцев. Создается мощный экономический рубеж, основные усилия которого нацелены на дело обороны. Оно требует огромных энергетических ресурсов.

Начинается поиск новых или других источников топлива. Ищут в первую очередь нефть. Но также обращается внимание и на природный газ, месторождения которого в то время были открыты в Поволжье. Эти задачи возлагаются на Народный комиссариат нефтяной промышленности, который с июля 1940 года по ноябрь 1944 года возглавлял Иван Корнеевич Седин.

В 1942 году Главуглегаз и трест «Подземгаз» находились в городе Перми и занимались проектированием газогенераторных станций и монтажными работами на них для перевода оборонных предприятий с мазута на газ, получаемый из угля в газогенераторах. Это сыграло большую роль в деле обеспечения оборонных предприятий топливом, так как мазута не хватало. Кроме того, газовые заводы поставляли Наркомату боеприпасов толуол, необходимый для взрывчатых веществ.

Елшанское месторождение. Газопровод Елшанка–Саратов

В 1939 году под руководством профессора Саратовского университета Б.А. Можаровского и заместителя начальника Главнефтегеологии В.М. Сенюкова начались поиски газа под Саратовом. В конце сорокового года вблизи поселка Тепловка, что в 75 километрах от Саратова, ударил первый фонтан газа.

В октябре 1941 года в районе Елшанки заложили первую разведочную скважину. Бурением руководил геолог И.И. Енгуразов. Эта скважина дала почти 800 тыс. куб. м природного газа в сутки. Так было открыто крупное месторождение природного газа в Саратовской области. 27 января 1946 года Постановление СНК СССР за открытие и исследование Елшанского газового месторождения В.М. Сенюков, Б.А. Можаровский, Л.А. Кузнецов и И.И. Енгуразов была присуждена Сталинская премия.

Ближе всего к Сталинграду был промышленный Саратов, предприятия которого поставляли фронту немало вооружения и боеприпасов.

В сентябре 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о промышленной разработке Елшанского газового месторождения и строительстве газопровода от этого месторождения до Саратовской электростанции.

Обустройство Елшанского месторождения велось в исключительно трудных условиях. В воздухе господствовала фашистская авиация, которая постоянно совершала налеты на заволжские территории. Стационарные буровые вышки были для неё прекрасными ориентирами и целями. Поэтому буровикам и строителям приходилось во время авиационных налетов противника по несколько раз на день прерывать работу, а затем восстанавливать разрушения. Люди предпочитали работать по ночам, маскируя на день следы своей деятельности…

Параллельно с обустройством месторождения строился газопровод Елшанка–Саратов. Стройка была объявлена объектом трудового фронта. На этот фронт направлялось всё трудоспособное население Саратова и окрестных сёл…

Ю.И. Боксерман, непосредственно курировавший строительство этого газопровода, позже писал: «Холодные осенние дожди превратили почву в вязкую, непроходимую грязь. Степной ветер пронизывал до костей, гнал под крышу, в тепло. Но на трассе строительства газопровода работа не прекращалась ни на минуту. Тысячи горожан – рабочие, студенты, школьники – рыли траншеи, разгружали трубы, помогали сварщикам, монтажникам.

Штаб строительства находился тут же на трассе. Часто работу прерывали тревожные гудки заводских сирен, взрывы сброшенных бомб, пулемётный огонь с фашистских самолётов. В таких условиях полтора месяца велась стройка газопровода протяженностью около 16 километров. Строительство вели с двух концов – от Елшанки к городу и от электростанции в сторону Елшанки. А рядом с Елшанкой сооружали оборонительные рубежи – рыли окопы, противотанковые рвы».

28 октября 1942 года в котельной городской электростанции отдавали последние распоряжения. В огромном котле разгорелся факел, смоченный бензином. Кочегар медленно открыл задвижку. Послышался шум, подобный вздоху гигантского кузнечного меха, и жаркие языки газового пламени охватили всё пространство топки. Природный газ пришел в Саратов. 18 января 1943 года газ был подведен к топкам городской электроцентрали.

Особое уважение вызывает оперативность принятия решений, и их осуществление на практике в условиях военного времени. Разведочные работы в районе Елшанки развернулись в середине 1942 года, в конце августа из скважины ударил мощный газовый фонтан, и уже 5 сентября Совет Народных Комиссаров принял постановление «Об эксплуатации природных газов Елшанского месторождения Саратовской области и снабжении этим газом Саратовской ГРЭС». Незамедлительно была создана строительная организация, развёрнуты работы по сооружению газопровода, которые велись круглосуточно. Газопровод был построен всего за один месяц.

В 1943 году на Елшанском месторождении были открыты новые мощные газовые горизонты. Это позволило расширить круг потребителей голубого топлива. На 1 января 1944 года им пользовались более двадцати оборонных заводов, четыре хлебозавода, больницы и госпитали. Город стал ежегодно получать 137 миллионов кубических метров газа, заменившего 184 тысячи тонн дальнепривозного Карагандинского угля.

Таким образом, 1942 год дал существенный толчок развитию отечественной газовой промышленности. В течение этого года были введены в строй три крупных на то время газовых месторождения в районах Елшанки, Похвистнева и Ухты, проложен первый газопровод Елшанка - Саратов.

Главное было в том, что природный газ начали использовать в качестве топлива на промышленных предприятиях и в коммунальном хозяйстве. В связи с этим начало резко меняться отношение к природному газу, появились первые наметки будущей газификации Москвы и других промышленных районов.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 670

От 19 июня 1943 г.
Москва, Кремль

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ЖИДКОГО
ТОПЛИВА И ГАЗА ПРИ СОВНАРКОМЕ СССР

Придавая большое народнохозяйственное и оборонное значение промышленности искусственного жидкого топлива и газа в целях быстрейшего развития этой отрасли промышленности, Совет Народных Комиссаров ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать Главное Управление искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР, возложив на него следующие задачи:
а) строительство и эксплуатация заводов искусственного жидкого топлива... на базе угля, сланца, торфа и природного газа; станций подземной газификации углей; предприятий по добыче и переработке природных газов; газогенераторных станций и газопроводов для снабжения газом промышленных предприятий и городов;
е) проведение научно-исследовательских и опытных работ по искусственному жидкому топливу и газу, внедрение в промышленность новейших достижений отечественной и иностранной техники в этой области.
2. Назначить начальником Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР т. Матвеева, заместителями начальника т. Скафу П.В. и Боксермана Ю.И., начальником научно-технического отдела т. Раппопорта И.Б.
4. Обязать Мосгорисполком (т. Пронина) в декадный срок предоставить служебное помещение для Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа «Главгазтоппром» при Совнаркоме СССР в г. Москве и в месячный срок выделить в распоряжение Главгазтоппрома недостроенный дом или надстройки на 40-50 квартир.
6. В целях укрепления промышленности искусственного жидкого топлива и газа кадрами:
а) передать в распоряжение Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа специалистов из других ведомств по списку, согласно приложению №1;
б) обязать НКО (т. Щаденко) возвратить из Красной Армии для работы в системе Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа по списку согласно приложению №2;
в) обязать Комитет по Делам Высшей Школы при Совнаркоме СССР (т. Кафтанов) организовать с 1 сентября 1943 года в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева и в Томском индустриальном институте им. Кирова подготовку специалистов по искусственному жидкому топливу и химической переработке газов.
7. Начальнику Главного Управления искусственного жидкого топлива и газа т. Матвееву внести в течение 3-4 месяцев в Совнарком СССР предложения о мероприятиях по дальнейшему развитию промышленности искусственного жидкого топлива и газа, в том числе мероприятия:
в) по развитию добычи и переработке природных газов.
Председатель СНК
И.В. Сталин

Первые органы управления газовой отраслью

Постановление СНК от 19 июня 1943 года, по существу, впервые определило структуру производства искусственных жидкого топлива и газа, подземной газификации углей и добычи природного газа как самостоятельную отрасль.

Для проектирования предприятий искусственного жидкого топлива и газа в июле 1943 года был организован Всесоюзный институт - «Гипрогазтоппром». Его первым директором стал И.А. Еременко. В составе института создается лаборатория природного газа, которую возглавляет П.А. Теснер. Она становится первым научным центром развивающейся отрасли природного газа.

Так, к концу 1943 года появились первые органы управления, предприятия и научные организации, нацеленные на поиск и использование природного газа в качестве топлива для народного хозяйства. Они значительно ускорили создание новой отрасли народного хозяйства – газовой промышленности.

Большой газ Саратова

Прошло два года с начала подачи газа в Саратов. Поиски газа продолжались. Вскрыты два продуктивных пласта на более глубоком горизонте. Производительность скважин, пробуренных в этот горизонт, составляла до двух  миллионов кубических метров газа в сутки. Скважин с таким дебитом до этого в стране не было.

Затем в пяти-шести километрах от Елшанки, у деревни Курдюм, из тех же пластов, что и на Елшанке, пошел газ. От нового месторождения проложили второй газопровод в Саратов. Практически все предприятия города получили дешевое топливо. Нашли газ в районе Соколовой Горы и Песчаном Умете.

Осенью 1943 года на месторождения была направлена группа специалистов,  подтвердившая высокие возможности саратовских газовых месторождений.

Теперь в числе первоочередных встала задача обеспечения топливом Москвы. Для её решения 3 сентября 1944 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве газопровода Саратов–Москва.

В докладе, посвященном 27-й годовщине Октября, председатель исполкома Моссовета Г.М. Попов отмечал: «За последние два года удалось в полтора раза повысить добычу угля в Подмосковном бассейне, поднять добычу торфа, увеличить заготовку и завоз дров в Москву. Однако увеличивающееся поступление топлива в Москву не может в полной мере удовлетворить непрерывно возрастающую потребность столицы в топливе.

Для коренного улучшения и облегчения снабжения Москвы топливом правительство по предложению товарища Сталина приняло недавно решение о строительстве газопровода Саратов–Москва, что даст возможность в пять раз увеличить ресурсы газа для нужд города.

Первоначально предполагалось закончить строительство газопровода Саратов–Москва летом 1946 года. Однако Государственный Комитет Обороны счёл возможным сократить сроки строительства. Решением правительства установлен новый срок – декабрь 1945 года».

Строительство газопровода поручено строительным организациям НКВД, которыми руководил генерал-лейтенант Леон Богданович Сафразьян. Для непосредственного руководства строительством создается специальное Управление строительства газопровода Саратов–Москва. Начальником Управления назначен генерал-майор инженерно-технической службы Василий Алексеевич Пачкин, главным инженером – Александр Иванович Платонов. Штаб Управления строительством размещается в Москве, на площади Революции, в доме 3/2, который до настоящего времени не сохранился.

1944 год стал решающим для подготовки строительства первенца отечественного магистрального транспорта газа – газопровода Саратов–Москва. Столица начала готовиться к приёму саратовского газа. Осенью здесь сформировано Управление по строительству газовых сетей – Мосгазстрой.

Курдюмское месторождение. Газопровод Курдюм–Князевка

Идея строительства газопровода Саратов–Москва была воспринята Правительством СССР с большим интересом. При этом, по мнению учёных, для обеспечения эффективной эксплуатации столь мощной по тому времени газовой артерии необходимо было продолжать разведку и подключать к магистрали открываемые месторождения саратовской группы. В этих целях был построен газопровод Курдюм–Князевка протяженностью 30 км из труб диаметром 300 мм производительностью 900 тысяч кубометров  газа в сутки.

Участник строительства этого газопровода Александр Моисеевич Крайзельман вспоминал:

«Хочу подчеркнуть оперативность реализации решений в то время. В сентябре 1943 года было открыто Курдюмское месторождение. В конце октября было принято решение о строительстве газопровода, а в конце января 1944 года газ уже поступил на Саратовскую ГЭС, чугунолитейный, комбайновый заводы, на пекарни и другие объекты. Когда Ю.И. Боксерман, приехав, все это увидел, то окончательно поверил в необходимость строительства газопровода Саратов–Москва и в большие перспективы природного газа.

Когда я приехал строить газопровод Курдюм–Князевка, опыта выполнения подобных работ не было. Сказывалось отсутствие ресурсов. Мне дали строительный батальон из 250 человек, 5 автомобилей, ни один из которых своим ходом не мог сойти с платформы, 2 трактора, 15 сварочных агрегатов и поставили задачу: за два месяца построить газопровод.


На отдельных участках газопровода траншею копали
одновременно несколько бригад на разных уровнях

Газопровод прокладывали в суровых условиях зимы по сильно пересеченной местности. Он перерезал дороги, овраги, а в одном месте магистраль переваливает через 200-метровую возвышенность. Несмотря на это, земляные работы объемом 130 тыс. куб. м были выполнены за 40 дней.


Мастику для изоляции газопровода
грели в специальных котлах

Вдоль всей трассы впервые была проложена специальная телефонная линия, связавшая промысел с потребителями газа. Вся магистраль была уложена из труб отечественного производства. Газопровод был оборудован специальными устройствами, обеспечившими его эксплуатацию в любых погодных условиях, несколькими контрольно-регулировочными пунктами…

Мы работали, не зная отдыха и выходных. Оперативность была огромной и согласованность замечательной. Никакой бумажной волокиты, никаких длительных согласований. Это пример того, как следует принимать и выполнять решения.

Сооружение газопровода Курдюм - Князевка явилось большой школой для строителей газопровода Саратов–Москва».

_______________
Фото из архива А.М.Крайзельмана

Начало строительства газопровода Саратов–Москва

Проектирование газопровода было поручено московскому институту «Гипрогазтоппром». Главный инженер проекта Р.С. Палта. В феврале 1945 года работниками института были завершены разведывательно-изыскательские работы на трассе будущего газопровода.

По проекту газопровод Саратов–Москва должен был строиться из труб диаметром 300 мм и иметь протяженность 788 километров. Он начинался у контрольно-распределительного пункта Елшанского газового промысла, расположенного в пятнадцати километрах  северо-западнее Саратова. Затем трасса проходила по территории Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской и Московской областей. Вблизи Москвы (на 748-м километре) магистраль разветвлялась на два полукольца: восточное с конечным пунктом в Карачарово и западное – в Очаково. По проекту для транспорта газа на трассе газопровода со временем должно было быть построено шесть компрессорных станций, на расстоянии 110 - 120 километров между ними.

Строительство газопровода было поручено Главному управлению аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР (начальник генерал-лейтенант Л.Б. Сафразьян, заместитель генерал-майор В.А. Пачкин). Главным инженером строительства был назначен К.М. Сульженко. Инженерную службу строительства возглавлял А.И. Плотников, заместителями которого были М.С. Сватиков, Л.Г. Овручинский, начальником технического отдела Б.В. Гилль, начальником отдела технического контроля В.М. Перлин.

В целях сокращения доли ручного труда и ускорения работ по рытью и засыпке траншей на газопроводе Саратов–Москва создается Центральная база механизации (в последующем трест «Союзнефтестроймеханизация», с 1958 – трест «Союзпроводмеханизация»).

По первоначальному замыслу, при строительстве газопровода должны были использоваться трубы, оборудование и техника, поставляемые комплексно из США по ленд-лизу. Однако Соединенные Штаты в 1944 году прекратили поставки (те ещё «союзнички»). Пришлось вновь давать «наш ответ Чемберлену» и собственными силами решать технические проблемы.

Сразу же остро встал вопрос со сваркой труб. Ручная сварка занимала много времени и требовала большого количества сварщиков высокой квалификации. И того, и другого катастрофически не хватало.

На участке газопровода под Рязанью осваивался агрегат для газопрессовой сварки труб при помощи карбида кальция, приобретенный в США. Мучились с этим агрегатом довольно основательно. Не помогло и присутствие на трассе американского инженера – представителя фирмы, продавшей этот агрегат. Качество сварных стыков было низким.

Решили обратиться за помощью в Киевский институт электросварки, которым руководил Евгений Оскарович Патон. Учёные и специалисты института с энтузиазмом откликнулись на просьбу строителей газовой трассы. Уже в 1945 году появился Проект полевого конвейера для сборки и автоматической сварки труб диаметром 300 мм. Среди научных сотрудников были оба сына академика - Владимир и Борис. В электротехническом отделе института, который в то время возглавлял Борис Евгеньевич Патон, была разработана теория сварки металлических труб, а также созданы новые аппараты для автоматической сварки.


В.А. Пачкин, Ю.И. Боксерман, Е.О. Патон
в штабе строительства газопровода

На строительстве газопровода впервые был отработан поточно-скоростной метод выполнения строительных работ, что дало возможность сваривать ежесуточно 3,8 километров труб. Всего же с мая до конца 1945 года было сварено более 100 тысяч стыков. В сентябре была начата засыпка траншей газопровода. Тогда же началась и продувка газопровода.

Освоение «Елшанского», «Бугурусланского» и «Курдюмского» месторождений, строительство газопроводов Елшанка–Саратов, Бугуруслан–Куйбышев и Курдюм–Князевка положили начало промышленному освоению газовых месторождений, расположенных на Средней Волге, стали замечательной школой для многих специалистов. Более одной тысячи рабочих получили новые профессии сварщиков, изолировщиков, трубоукладчиков, повысили квалификацию.

ЗАКОН

О ПЯТИЛЕТНЕМ ПЛАНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА 1946–1950 ГОДЫ

(Извлечение)

Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. состоит в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
II
ПЛАН РОСТА ПРОИЗВОДСТВА И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Топливо и энергетика  
Уголь 250,0 млн. т
Нефть 35,4 млн. т
Газ из угля и сланцев 1,9 млрд. куб. м
Газ природный 8,4 млрд. куб. м
Электроэнергия 82,0 млрд. кВт час.
8.
Развивать в крупных масштабах новую отрасль промышленности – газовую промышленность на базе добычи природного газа и переработки угля, торфа и сланцев. Довести в 1950 году производство газа из угля и сланцев до 1,9 млрд. куб. м и природного газа до 8,4 млрд. куб. м. Продолжить работу по осуществлению подземной газификации и довести выработку газа подземной газификации в 1950 году до 920 млрд. куб. м в год. Создать промышленность по переработке угля и сланцев в жидкое топливо. Довести в 1950 году выработку жидкого топлива из угля и сланцев до 900 тыс. т.
 
Восстановить и построить в Эстонской ССР сланцевые шахты мощностью 9,4 млн. т и в Ленинградской области – мощностью 3 млн. т для создания промышленности по добыче газа из сланцев ... Построить четыре новых газовых завода; построить и ввести в действие газопроводы Дашава–Киев, Кохтла-Ярве–Ленинград; закончить строительство газопровода Саратов–Москва.
«Правда», 21 марта 1946 г.

По материалам книги «Газовая промышленность Советского Союза»
(В.Г. Чирсков, В.А. Рунов. –М:ИИА «Ист-Факт», 2006)

 

Первый дальний. Продолжаем рассказ.

Изыскатели

В феврале 1945 г. десять партий геологов, геодезистов, проектировщиков и бурильщиков закончили изыскательские работы – в двухмесячный срок разведали трассу, изыскали и установили местоположение будущих шести компрессорных станций.
Прежде всего, путь из Саратова до Москвы прошли пешком 200 инженеров, техников и 300 рабочих изыскательской экспедиции. Только в представлении невежды магистраль может быть проложена по идеальной прямой.

Изыскатели прокладывали трассу, стараясь обойти естественные препятствия, населенные пункты, неудобные для строительства земли. Что представляет собой один километр такой разведки? Это – 200 раз протянутая стальная лента рулетки. Это – 40 раз установленный нивелир. Это 80 врезанных в землю кольев и 15 забитых столбов. Помножьте один такой километр на 843, и вы представите себе труд разведчиков трассы.


Следов человека здесь доселе не было…

Вслед за изыскателями пошли землекопы, экскаваторщики, электросварщики, водолазы, изолировщики, крановщики, бульдозерщики (так в источнике) – работники десятитысячной армии строителей. Пересекая земли пяти областей, они прошли с топорами и пилами десятки километров девственного леса – рубили просеки, вытаскивали из земли чудовищную путаницу корней, взрывали неподатливые, глубоко вросшие пни.

На протяжении шестидесяти километров они пробивались через болота и топкие поймы рек, где экскаваторщикам приходилось устраивать для своих машин «островки» из бревен и наносного грунта, где сварщики трудились, примостившись на досках, изворачиваясь всем телом, чтобы не сорваться в ледяную воду или трясину.

Они пересекли между Саратовом и Москвой восемьдесят рек и озер, укладывая трубы в траншеи, прорытые на полтора метра ниже уровня дна.

Они сооружали сорок переходов через шоссе и железные дороги, пропуская газопровод под полотном, чтобы не мешать движению и укрыть свои трубы поглубже и понадежнее.

Евг. Кригер. “Первая в стране”. “Известия”, 16 августа 1947 г.

Газопровод Саратов–Москва в цифрах:

  • Протяженность, км – 843, диаметр, мм – 325, давление, МПа – 5,5, компрессорные станции, шт. – 6.
  • Проходит по территории Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской и Московской областей.
  • Пересекает: реки и ручьи – 80, овраги – 85, железные дороги – 16, шоссейные дороги –12, населенные пункты – 22, болота и лесные массивы – 125 км.
  • Стоимость строительства – 250 млн. руб.
  • На строительстве газопровода организовано 7 строительных районов;
  • Трудилось от 10 до 30 тысяч строителей; шефство над стройкой взял комсомол; работы велись круглосуточно.


Комсомольцы 7-го района строительства – инициаторы социалистического соревнования:
Ю. Нестеренко, Н. Теплова, Т. Крутилева и другие

От первого газопровода до проекта “эпоха метана”
Н. К. Байбаков

64 года моей трудовой деятельности тесно связаны с развитием нефтегазовой промышленности. Эта отрасль, особенно газовая, развивалась высокими темпами. Свидетельством тому являются следующие данные: до войны, в 1940 г., добыча нефти составляла 33 млн. т., а газа – лишь 3 млрд. м³. В конце войны, в 1945г., добыча нефти и газа составила соответственно 19 млн. т и 3,5 млрд. м³.

Максимальный объем добычи нефти и конденсата в Советском Союзе был достигнут в 1988 г., когда составил 624 млн. т, а добыча газа в 1992 г. превысила 815 млрд. м³. Таких темпов роста не было ни в одной стране мира.

К великому сожалению, в связи с распадом Советского Союза, произошло резкое падение добычи нефти и небольшое снижение добычи газа. Это особенно характерно для Российской Федерации, где добыча нефти снизилась в 1995 г. по сравнению с 1988 г. на 280 млн. т (почти на 50%) и газа по сравнению с 1992 г. на 40 млрд, м³ (6%). Причины: резкое снижение в нефтяной промышленности объема буровых работ и особенно геологоразведочных, большой спад материального снабжения из-за разрушенных экономических связей между бывшими союзными республиками и резкое снижение финансирования этой отрасли. Что касается снижения добычи газа, то это объясняется, главным образом, уменьшением потребления его в связи с резким спадом производства в народном хозяйстве.

О состоянии нефтегазовой промышленности в прессе опубликовано много статей и статистических данных, и нет необходимости повторять их. Хочу остановиться лишь на некоторых этапах развития газовой промышленности в связи с юбилейной датой – 50-летием газовой индустрии.

Началом развития газовой промышленности СССР принято считать 1946 г., когда был введен в действие первый газопровод большой протяженности (800 км) Саратов–Москва. Помню, как рождался этот газопровод.

Будучи до войны начальником объединения “Востокнефтедобыча”, а затем заместителем наркома топливной промышленности, я, вместе с коллективом предприятий, уделял особое внимание геологоразведочным работам для поиска нефтяных и газовых месторождений во «Втором Баку». Эти работы увенчались большим успехом. Среди новых месторождений в этом регионе было открыто в 1942 г. Елшанское газовое месторождение в Саратовской области с промышленными запасами газа около 6 млрд. м³. По тем временам такие запасы считались весьма солидными. Это позволило за месяц построить газопровод в Саратов и позволило поставить вопрос о сооружении газопровода Саратов–Москва, так как столица нуждалась в топливе.

Вместе с Ю.И. Боксерманом, занимавшим в то время пост заместителя председателя Главгазтоппрома при Совнаркоме СССР, мы внесли предложение в Государственный комитет обороны (ГКО) о строительстве указанного газопровода. Не все шло гладко. Назначенная экспертиза крупных ученых, проведенная по этому проекту, высказала сомнение о строительстве газопровода из-за недостаточных запасов газа на этом месторождении. Но в связи с открытием вблизи Елшанского другого, Курдюмского газового месторождения, Государственный Комитет Обороны принял решение осуществить строительство газопровода. Его сооружение было поручено специализированным организациям, подведомственным МВД СССР. Все работы возглавили генерал-лейтенант Л.Б. Сафразьян и генерал-майор В.А. Пачкин.

Несмотря на отсутствие опыта, строительство газопровода протяженностью 800 км было осуществлено в короткие сроки – в течение полутора лет. Но были допущены и ошибки, главная из которых – опрессовка труб водой, а на отдельных участках – грязной водой с песком, так что потом, когда стали транспортировать газ, в осенне-зимнее время образовались гидратные пробки, что привело к большим перебоям в подаче газа Москве. Это вызвало большую тревогу правительства.

В декабре 1946 г. И.В. Сталин, вернувшись из Сочи, где он отдыхал, спросил встречавших его на вокзале: «Как работает газопровод Саратов–Москва?»

Секретарь ЦК партии, председатель Моссовета Г.М. Попов ответил: «Плохо, с перебоями».

Сталин обрушился на Берию, занимавшего тогда пост заместителя председателя Совнаркома: «Нашумели на весь мир об этом газопроводе, а теперь он не работает. В Сочи я получил рапорт строителей – выговаривал Сталин – собирался подписать приветствие, начал подписывать, и вдруг из ручки капнули чернила – образовалось пятно: подумал – плохая примета... и я решил подождать, не подписывать приветствие».

Сталин предложил Берии немедленно принять меры по налаживанию работы газопровода. В тот же вечер, как меня проинформировал Ю.И. Боксерман, Берия собрал всех руководителей МВД и Главгазтоппрома. На совещание были приглашены Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян и Г.М. Попов.

Берия сразу начал «громить» строителей, предложил наркому внутренних дел Круглову сорвать погоны у Пачкина. Он долго бушевал, поносил всех и вся. Наконец Н. А. Вознесенский, устав от его громкого писклявого крика, предложил заняться делом. В ответ на это Берия заявил, что он выполняет поручение Сталина. Однако вскоре приутих и потребовал доклада о работе газопровода. Слово предоставили Ю.И. Боксерману. Более двух часов Боксерман докладывал, и Берия, без конца перебивая, ругал его, что он берет под защиту строителей, которых надо отправить в лагеря. Вся ночь прошла в спорах, пока не подготовили решение, в котором были определены меры по устранению неполадок в эксплуатации газопровода.

Постановлением правительства Ю.И. Боксермана назначили начальником Управления эксплуатации газопровода Саратов–Москва с сохранением его в должности заместителя начальника Главгазтоппрома.

На следующий день это решение было утверждено на заседании Президиума Совмина СССР, которое вел Н.А. Вознесенский. Реализация этого решения была осуществлена в течение полугода, и Москва стала регулярно получать в год по 500 млн. м³ газа.

И.В. Сталин 16 августа 1947 г. прислал руководителям управлений строительства и эксплуатации этого газопровода, в том числе и Ю.И. Боксерману, следующее письмо:

«Поздравляю строителей, монтажников и эксплуатационников газопровода Саратов–Москва с производственной победой – завершением строительства и освоением первой в стране дальней газовой магистрали.

Сооружение газопровода Саратов–Москва является большим вкладом в дело улучшения быта трудящихся нашей столицы и развития новой отрасли промышленности в Советском Союзе – газовой индустрии.

Желаю вам успеха в сооружении новых газовых и нефтяных магистральных трубопроводов. И. Сталин».

Именно поэтому хочется отметить большой вклад Ю.И. Боксермана в создание первого в Советском Союзе газопровода большой протяженности и его дальнейшее большое творческое участие в быстром развитии газовой промышленности. Он и в настоящее время активно участвует в разработке мероприятий по дальнейшему развитию этой ведущей отрасли народного хозяйства, проект которой называется «Эпоха метана». Я считаю, что Ю. И. Боксерман заслуживает звания «Газовик № 1». И мне хочется пожелать ему крепкого здоровья и дальнейших успехов в его благородной деятельности на благо нашего народа.

Командарм Сафразьян

Фотографии, к счастью, не обладают печальной способностью их оригиналов – стариться. Поэтому Леон Сафразьян для его соратников остался навсегда человеком средних лет. Таким запечатлела его послевоенная фотография. Небольшого роста, сухощавый, чуть раскосые, с затаенной где-то в глубине усмешкой и в то же время волевые глаза, щеточка усов, придающая лицу воинственный вид. Строитель Сафразьян, Леон Богданович, наш Богданыч. Все это относится к одному человеку и всесторонне характеризует его, видного руководителя, с чьим именем связано зарождение в годы первых пятилеток отечественной тяжелой индустрии, становление ее многочисленных отраслей, создание уникальных промышленных предприятий.

Заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков называет Сафразьяна первым в плеяде видных организаторов и руководителей строительства нефтяной и газовой промышленности страны.

Председатель правления Стройбанка СССР, сам видный строитель, С.3. Гинзбург, полагает, что выполнение поистине гигантской работы по созданию в предвоенные годы широкой сети современных аэродромов во многом обязано наступательной энергии и организаторскому таланту Сафразьяна.

В городе Горьком десятки старейших автозаводцев говорили нам, что советский автомобиль также во многом обязан своим рождением Сафразьяну. Челябинцы связывают его имя с созданием первых отечественных тяжелых тракторов. Ярославцы – могучих грузовых машин. Строители трубопроводного транспорта утверждают, что Сафразьян – отец первого дальнего газопровода страны...

...Листаем тонкую папку так называемого личного дела Сафразьяна. Анкета, автобиография, написанная собственной рукой.

«...Родился в 1893 г. в Баку. Отец умер в 1909 г. Воспитывался у брата. Учился в гимназии до 6-го класса, экстерном сдал за 7 классов гимназии. Жил и учился в тяжелых материальных условиях.

В 1915 г. был мобилизован в старую армию, учился в школе прапорщиков, по окончании которой был направлен в 3-й пеший пограничный полк 25-й Эреванской дивизии. Вместе с отходом русских войск из Персии доехал до Александрополя, потом Тбилиси и оттуда пешком через Военно-Грузинскую дорогу пробрался во Владикавказ.

Затем – Царицын, Астрахань – был пом. уполномоченного бакинского Совнаркома по снабжению военными материалами бакинского гарнизона.

После падения Бакинской коммуны Реввоенсоветом Каспийско-Кавказского фронта назначен уполномоченным этого фронта.

В ноябре 1918 г. направили в академию Генштаба. Там в 1919 г. вступил в партию. По окончании академии служил в Народно-революционной армии на Дальнем Востоке. В декабре 1929 г. ЦК ВКП (б) направил на строительство Челябинского тракторного завода, где проработал четыре года...».

...Начал он там внешне скромно: возглавил жилищное строительство, а потом получил под свое начало и основные цехи. Мог ли предполагать тогда Сафразьян, что его ближайшие помощники Щеканенко, Каторгин, Калиновский станут спустя четверть века у кормила первого в стране дальнего газопровода Саратов–Москва и вообще всего трубопроводостроения? Но так случилось, и именно в Челябинске они получили сверхпрочную строительную закалку.


В центре Л.Б. Сафразьян, слева В.А. Пачкин, справа С.Г. Погребняк.
Стоят слева направо: А.М. Крайзельман, Р.С. Палта, С.В. Корнин,
А.С. Щеканенко. Сидит художник Ф. Семерджиев

Любопытные данные приводят журналисты Л. Комаров и Е. Хивив в готовящейся к печати книге по истории строительства тракторного завода:

...Для того чтобы руководить стройкой гигантских цехов, нужно было в совершенстве овладеть теорией строительного дела. В доме по Рабоче-Крестьянской, ныне улице Кирова, где жил Леон Богданович, в окне его комнаты почти всегда за полночь горел свет, на столе можно было увидеть гору учебников: он читал и занимался. Ведь завтра на площадке нужно будет решать десятки сложных вопросов, решать немедленно, на ходу.

Сафразьян умел заражать и воодушевлять людей. Несмотря на свою огромную занятость на стройке, он находил время для работы в партийной ячейке, членом которой был, и в рабочкоме, и для того, чтобы встретиться с комсомольцами. Молодежь он особенно любил и охотно проводил с ней редкие свободные минуты: пели комсомольские песни, читали стихи...

Позднее Леон Богданович вспоминал: «Темпы все повышались. Рабочие были сыты и довольны. Я видел вокруг себя веселых, жизнерадостных, трудоспособных ребят. На промплощадке воспитывались замечательные рабочие, золотые ребята. Кончат смену и на результаты своих работ смотрят с любовью. Вот он, на глазах, поднимается бетон. Вот они, на глазах, растут конструкции».
Так было потом в Ярославле, в Горьком – везде, где работал и заражал всех кипучей энергией Сафразьян.

В начале 1941 г. было принято решение о развертывании крупной программы строительства современных аэродромов, оборудованных бетонными взлетно-посадочными полосами для обеспечения бесперебойной работы авиации в любых климатических условиях.

Строительство нужно было развернуть немедленно и одновременно по всей стране, в большинстве случаев на новых, неосвоенных площадках. Объемы работ, которые в обычных условиях выполнялись квалифицированными строителями на освоенных площадках за два-три года, необходимо было выполнить за четыре-шесть месяцев: «в воздухе пахло грозой».

Но тогда не было ни строительной организации для выполнения этой программы, ни кадров, ни ресурсов. Все это следовало создать в крайне спешном порядке. И вот руководителем аэродромного строительства на правах заместителя наркома был поставлен Л.Б. Сафразьян.

В считанные дни были созданы главное управление по строительству аэродромов, управления на местах, строительные участки. И снова в путь.

На одной из площадок Леон Богданович встретил вновь назначенного начальника участка, в прошлом опытного строителя промышленных объектов, и спросил его:

– Иван Петрович, что у вас уже сделано?

Тот, недоуменно пожав плечами, ответил:

– Так я ведь только третий день на стройке.

– Вы не только, а уже три дня руководите строительством, – усмехнувшись, произнес Леон Богданович. – Извольте немедленно перестраиваться.

...Прошло полтора-два месяца. По всей стране развернулись стройки, пошел бетон, а к началу войны с конвейера строительства аэродромов ежедневно сходило по 1-1,5 бетонных взлетно-посадочных полосы. Как они пригодились в войну!

В 1943 г. Сафразьян возглавил строительство объектов нефтяной и газовой промышленности. С присущей ему энергией Леон Богданович взялся за новое дело. Его помощники – друзья по Челябинску, Горькому, по строительству аэродромов принесли и сюда пафос, революционную романтику первых пятилеток. В рекордно короткий срок, за восемь месяцев, был проложен трубопровод Астрахань–Саратов. А затем начато строительство крупнейшего в то время магистрального газопровода Саратов–Москва, положившего начало созданию советской газовой промышленности.

По предложению Сафразьяна при Совете Народных Комиссаров СССР создается управление Главнефтегазстрой. Леон Богданович настойчиво растит и укрепляет новую отрасль строительства. Сооружение нефтепромыслов, нефте- и газопроводов, жилых поселков, нефтеперерабатывающих заводов идет полным ходом. Создаются крупные монтажные и сварочно-монтажные организации, оснащенные передовой современной техникой; собираются и воспитываются новые кадры монтажников, строителей, механизаторов. Формируются научно-исследовательские и проектные институты.

Позднее, став заместителем министра нефтяной промышленности, Леон Богданович почти постоянно на стройках, в гуще жизни. Это был руководитель не «из кабинета», а живой, энергичный, неутомимый организатор, командарм армии строителей.

Леон Богданович Сафразьян погиб, как солдат, на боевом посту – на строительной площадке, в разгар творческой зрелости.

Все, кто прошел «школу» Сафразьяна, кто закалился в горниле творческой, созидательной работы, в условиях высокой деловитости, оперативности, внимания к людям, на всю жизнь сохранят память об одном из первых талантливейших строителей нашей страны.

Б. Львов, Т. Трофимова. “Строительная газета “, 14 августа 1968 г.

За участие в строительстве газопровода Саратов–Москва, Л. Б. Сафразьян удостоен ордена Ленина.

О В.А. Пачкине

Василий Алексеевич Пачкин, начальник Главнефтепроводстроя Министерства нефтяной промышленности СССР, родился в 1898 г. в селе Константиново Раменского района Московской области, в семье рабочего.

С юных лет начал Василий Алексеевич самостоятельную трудовую жизнь.

С 1913 по 1917 г. работал подручным печатника. После Октябрьской революции – инструктором внешкольного образования в г. Бронницы.

В 1918 г. Василий Алексеевич вступает в ряды большевистской партии. В этом же году добровольно уходит в Красную Армию и в гражданской войне принимает участие на Южном фронте в боях против Врангеля на разных командных должностях.

После демобилизации из армии в 1921 г. т. Пачкин работает на руководящих партийных, профсоюзных и хозяйственных должностях до 1929 г.

Василий Алексеевич в это время учится на вечернем рабочем факультете им. Ломоносова, после окончания которого в 1929 г. поступает в Московское высшее техническое училище.

В 1932 г. т. Пачкин был зачислен слушателем Военно-инженерной академии им. Куйбышева, которую в 1935 г. окончил со званием военного инженера-строителя.

С этого дня Василий Алексеевич непрерывно работает на руководящих должностях: сначала – начальником и главным инженером строительных работ, потом – заместителем начальника Главного строительного управления и, наконец, начальником Главного строительного управления.

В 1944 г. т. Пачкину присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.

В сентябре 1944 г. т. Пачкин назначается начальником строительства первого в Советском Союзе дальнего газопровода Саратов–Москва. Газопровод строился по инициативе великого Сталина, для улучшения бытовых нужд трудящихся столицы нашей Родины – Москвы. Василий Алексеевич оправдал высокое доверие. Газопровод был построен в установленные сроки и получил высокую оценку правительственной комиссии.

За время работы на этом крупнейшем сооружении Василий Алексеевич Пачкин проявил себя как высококвалифицированный инженер и крупный организатор строительных работ.

В 1948 г. за разработку и внедрение передовых технических методов и усовершенствований на строительстве газопровода Саратов–Москва т. Пачкин был удостоен звания лауреата Сталинской премии.


Начальник строительства газопровода В. А. Панкин
принял переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР
как руководитель организации, победившей в социалистическом соревновании.
Справа стоят: начальник 6-го района С. Погребняк и инженер В. Перлин

За выполнение заданий партии и правительства В.А. Пачкин награжден орденами: двумя Ленина, двумя Красной Звезды и «Знак Почета», медалями: «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг.».

«Газовая магистраль», 13 декабря 1950 г.

За участие в строительстве газопровода Саратов–Москва, В.А. Пачкин удостоен ордена Ленина и звания лауреата Сталинской премии.

***

По материалам книги «В начале большого пути. О строительстве и вводе в эксплуатацию магистрального газопровода. Воспоминания, очерки, цифры, факты» / Составитель Т.Л. Трофимова. ИРЦ «Газпром», Издательство «Инкомбук».
Москва, 1996/

Продолжение следует